смотритель маяка (melicenta77) wrote,
смотритель маяка
melicenta77

«Пять вечеров» (Молодёжный театр на Фонтанке, реж. И. Зубжицкая)

Был такой советский мультик для взрослых, про жену марафонца. Муж бежит свои километры, а жена в это время успевает сделать причёску, закинуть ребёнка в садик, купить продуктов, приготовить обед, прибежать к мужу на дистанцию, покормить его, дальше, когда он выдыхается, она бежит рядом и подбадривает его, а когда падает — она, маленькая и хрупкая, хватает его, мощного атлета, и дотаскивает до финиша на руках.

Вот о чём я думала, когда смотрела «Пять вечеров» на Фонтанке. Это получился спектакль не совсем о встрече двух одиночеств. Это памятник женщине, великодушной, сильной, любящей, всепрощающей.

Он и она встречались до войны. Она провожала его на фронт и писала письма. Потом они как-то потеряли друг друга, а спустя много лет он приехал в Ленинград. Закрутил интрижку с продавщицей из гастронома и вдруг вспомнил, что вот тут, совсем рядом, в соседнем доме когда-то жила она, та его девушка. Дай, думаю, зайду. Она одинока, замуж так и не вышла, вся в работе. Он постеснялся рассказать ей, что вылетел из института и стал шофёром на северах, наврал, что главный инженер на заводе. Чувства у обоих, как грицца, вспыхнули вновь. Затем ему становится стыдно своего вранья, и он растворяется в пространстве. Она обивает пороги, разыскивая его. Находит. Прощает. Просит ещё прощения, что не сама и не сразу всё поняла. Готова, как жена декабриста, с ним на севера…

И тут уже как бы даже не важно, слабак он не слабак, хороший-плохой. Образ главного героя вообще меркнет на фоне неё, превращающейся в архетип женщины. Женщины-героини, великомученицы, святой. Которая всех простит, всех согреет. Мужчина в созданном в спектакле мире время от времени отправляется на одноразовые подвиги, а женщина всю жизнь тащит на себе сам этот мир, в котором эти подвиги вообще возможны. Мужчина тут, собственно, нужен главным образом затем, чтобы зажечь в ней этот неугасимый факел, который осветит всю вселенную.

Каждый раз, когда спектакль высекает из меня слезу, я пытаюсь понять, о чём я плачу. Здесь это было о женщине, даже о Женщине скорее, о том, как трудна её судьба и о том, какая она охренительно прекрасная.
Tags: спазмы рефлексии, театр, фрик-шоу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment