смотритель маяка (melicenta77) wrote,
смотритель маяка
melicenta77

"Книги нет в магазине"

На мою коллегу тут наехала дама-автор. Вот, мол, в том городе, где я живу, ни в одном книжном магазине нет моей книги. В некоторых была, но закончилась, в некоторых вообще не было. И мои друзья-читатели у себя в городах спрашивают книгу, а её нет. А всё потому, что вы, издательство, плохо работаете, книгу никуда не поставляете.
И дама-автор в этих своих инвективах не одинока. Мне тоже часто доводилось слышать подобные вопросы, обычно в более мягкой форме, не как обвинения, а как сетования, вот, дескать, если б вы мою книжку получше в разные города и магазины поставляли, так и тираж расходился бы быстрее.

И меня неизменно удивляет, что люди настолько превратно представляют себе современную систему книгораспространения. Воображают, будто все книжные магазины страны вплоть до самой маленькой лавочки где-нибудь в городке с населением в 50 тыс. человек подчиняются издательствам, а не существуют автономно. И будто это главным образом от издательства зависит, в каком городе и магазине появится книга.

На практике же всё происходит примерно так, очень грубо и приблизительно:издательство регулярно рассылает по базе книжных магазинов и оптовиков свой прайс (книги, которые есть в наличии на складе, и новинки, и «старинки»). А магазины делают заказы: берут новинки и те книги, что у них уже были в наличии, но закончились. Если это не первая книга автора и прошлая его вещь продавалась хорошо — берут как следует. Если автор новый — берут осторожно, от одного до трех экземпляров (если магазин небольшой), ну и штук максимум 5—10, если магазин большой. Причём далеко не каждый магазин берёт каждую новую выходящую книгу, ориентируются на то, что у них идёт лучше всего, что они гарантированно смогут продать: поэтому какой-нибудь небольшой провинциальный магазинчик с гораздо большей вероятностью возьмёт Донцову-Акунина-Пелевина, чем современную прозу от автора-дебютанта, чью фамилию товаровед видит впервые. Да, бывает, что та или иная книготорговая сеть отчасти принадлежит издательству, поэтому по умолчанию берёт почти все новинки этого издательства, но таких сетей сейчас осталось немного (ну вот могу вспомнить «Новый книжный», принадлежащий «Эксмо»), да и тут с оговорками: книги «Эксмо» они ещё более-менее берут, а вот книги «АСТ», которое тоже уже давно часть «Эксмо», — не все и не всегда.
И да, издатели тоже не все белые и пушистые, отдел продаж может по ошибке не послать в конкретный магазин обновлённый прайс, может потерять сделанный заказ, но в 99% случаев если в магазине, допустим, «Книжный эдем» нет книги разгневанного автора Василия Пупкина «Кровожадный попаданец», то это означает вовсе не козни и плохую работу издательства, а только то, что товаровед «Книжного эдема» не счёл нужным эту книгу взять на реализацию.

Далее: рассмотрим ситуацию, когда магазин взял 5—10 книг автора, и они были довольно оперативно распроданы (скажем, за месяц). В идеале магазин в таком случае дозаказывает ещё какое-то количество: столько же экземпляров или больше. Но это в идеале, если всё в магазине чётко и отлажено, если его сотрудники регулярно мониторят, сколько чего осталось и что заканчивается, и не забывают сделать дозаказ. А вполне могут и забыть, человеческий фактор же. Также может сыграть на руку, если книгой интересуются покупатели: приходит в магазин читатель и спрашивает: «А есть ли у вас отличнейшая книга В. Пупкина «Кровожадный попаданец?»». Продавец один раз ответит, что у них такого нету, другой раз, а там, глядишь, и задумается, что, наверное, книжка-то хорошая и ходовая, раз постоянно спрашивают. Может передать товароведам, чтоб заказали. Это если продавец квалифицированный и неравнодушный. А если равнодушный, то просто пропустит вопросы мимо ушей, и книга в магазине так и не появится.

И вот во всё в это зачастую упирается успех новой книги нового автора. Потому что нынешняя политика «АСТ/Эксмо» такова, что успех — это если книга в течение трёх-пяти месяцев разошлась в количестве не менее 1800 экземпляров. Если за означенный срок ушло меньше — редакции будет очень трудно убедить ген. руководство издать следующую книгу этого же автора. А меньше уйти может запросто, причём не только по объективным причинам, а потому что, например, в магазине пропустили строчку в прайсе при заказе или забыли дозаказать кончившуюся книгу.
Вот тут у писателя Дианы Удовиченко очень хороший и показательный пост об этом: http://daiyan-19.livejournal.com/506175.html

И это опять ситуация из серии «всех жалко». И авторов, чья писательская судьба может зависеть от таких вещей, как желания левой пятки товароведа какого-нибудь там «Книжного эдема». И особенно бедных редакторов, на которых в итоге сыплются все шишки и которым авторы потом пишут гневные письма в духе: «А в книжном магазине города Нарьян-Мар нет моей книги, потому что вы плохо работаете!»...
Tags: книги, работа, спазмы рефлексии, фрик-шоу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →